Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В связи с развитием рыночной экономики в России, рынок трудовых ресурсов приобретает все большую значимость, поэтому политика предприятия по набору и отбору кадров играет ключевую роль для достижения миссии и целей организации.
Процессы подбора и отбора персонала имеют важное значение для результативности деятельности организаций. Один из ключевых ресурсов, используемых предприятиями, качественно отбирается в ходе этого процесса. Выбор кандидата может быть основан на различных критериях, которые определяют его уровень компетенции. Использование разных критериев зависит от размера предприятия, отрасли, специфики работы, уровня ответственности и других факторов.
Цель данного исследования заключается в анализе и улучшении набора и отбора персонала при приеме на работу в ООО "Виктория". Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучение понятия и особенностей набора и отбора персонала в организациях;
- раскрытие основных методов отбора персонала;
- представление краткой характеристики предприятия и анализ его кадрового состава;
- изучение действующей системы набора и отбора персонала в ООО "Виктория";
- разработка рекомендаций по повышению эффективности набора и отбора персонала на данном предприятии.
Объектом исследования является набор и отбор персонала при приеме на работу в ООО "Виктория".
Предметом исследования являются комплексные меры по повышению эффективности набора и отбора персонала в ООО "Виктория".
Тема набора и отбора персонала в организации достаточно изучена как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Существует множество методик качественного набора и отбора кадров. В Отечестве наиболее известными исследователями в этой области являются А.Я. Кибанов, Р.Г. Мумладзе, С. К. Мордовии, В.В. Травин, Ф.И. Хмель, В.М. Цветаев и другие.
Для определения информационной базы работы использовались труды отечественных авторов, посвященные проблемам отбора персонала, данные периодических изданий, научные доклады, личные наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования на предприятии.
Методы исследования, применяемые в работе, включают анализ, синтез, изучение документов, наблюдение, сравнение, опрос, расчет коэффициентов и другие.
Работа состоит из введения, где отражена актуальность применения современных тенденций набора и отбора персонала, первого раздела, посвященного рассмотрению теоретических аспектов набора и отбора персонала при приеме на работу, второго раздела, в котором представлена характеристика объекта исследования, проведен анализ состояния персонала и системы набора и отбора персонала на предприятии, а также разработаны рекомендации по совершенствованию методов набора и отбора персонала в ООО "Виктория".
1. Теоретические аспекты подбора и отбора персонала при приеме на работу в организацию
1.1 Понятие и содержание процесса отбора персонала организации
Термин «набор персонала» чаще всего используется, когда речь идет о поиске, отборе и принятии большого числа сотрудников. Набором персонала можно назвать масштабный процесс набора работников в организацию. Чтобы успешно осуществить массовый отбор персонала, необходимо знать все детали и составляющие его.
Согласно Ф.И. Хмелю, «набор персонала – это серия действий, направленных на поиск и привлечение сотрудников, обладающих необходимыми деловыми качествами для достижения конечной цели всей организации» [17]. В то же время, В.М. Цветаев считает, что «набор персонала – это первый этап процесса заполнения вакансий, включающий в себя определение потребности в сотрудниках, поиск подходящих кандидатов и установление контактов с потенциальными претендентами» [18].
Набор персонала начинается с поиска и выделения кандидатов внутри компании и за ее пределами. Источники набора персонала могут быть как внутренними, так и внешними.
Преимущества внутренних источников набора:
- Набор персонала из внутренних источников происходит быстрее и дешевле, чем при привлечении работников со стороны.
- Сотрудники, которые уже работали в компании, менее склонны к увольнению, чем новые сотрудники.
- Работники, которые уже известны руководству и кадровой службе, являются наиболее надежным и безопасным вариантом заполнения вакансии.
- Внутренний набор персонала позволяет наиболее эффективно использовать потенциал текущих сотрудников.
- Сотрудники, принятые по внутреннему набору, уже оценены руководством и могут рассчитывать на карьерный рост в компании.
Однако, подавляющее большинство вакансий заполняется при помощи внешних источников. Недостатками использования внешних источников могут быть высокие затраты и длительность выбора кандидатов. Однако, с правильным планированием эти недостатки можно сведенить к минимуму. Внешние источники набора персонала можно разделить на:
1. Доступные по стоимости, но с ограниченным выбором кандидатов: частные поисковые запросы, сотрудничество с ВУЗами или школами, местные центры занятости.
2. Дорогие, но с обширным выбором кандидатов: рекламные агентства и агентства по трудоустройству.
После проведения квалификационных мероприятий и привлечения кандидатов в компанию начинается процесс их эффективного отбора. Цель отбора – выбрать наиболее подходящих кандидатов для занимаемых должностей и обеспечить подбор нужного количества персонала с потенциалом для эффективной работы.
Согласно А.Я. Кибанову, «отбор персонала – это серия мероприятий, осуществляемых организацией для выявления наиболее подходящих кандидатов для вакантных должностей» [10]. Р.Г. Мумладзе отмечает, что в процессе отбора претендентов происходит сопоставление их навыков и требований к должности, как со стороны организации в целом, так и со стороны конкретной должности [13].
Для оценки соискателей рекрутеры используют различные методы оценки сотрудников [4,].
Организация набора и отбора персонала включает в себя следующие действия:
- Разработка, согласование и утверждение Регламента по подбору персонала.
- Определение расходов на подбор новых сотрудников в бюджете на персонал.
- Назначение внутренних рекрутеров, определение их работы и ключевых показателей эффективности.
- Регламентация процедуры «набор, отбор и найм персонала».
Процесс набора и отбора персонала регламентируется следующими документами:
- Регламент по подбору персонала.
- Профиль кандидата.
- Заявка на подбор кандидата.
- Оценочный лист для собеседования.
- Анкета соискателя.
- Тесты для оценки профессионального потенциала соискателя и другие [7, ].
Процесс набора персонала тесно связан с процессом отбора наиболее подходящих кандидатов на вакансию. Процесс отбора включает в себя несколько этапов. Однако, нет единого мнения о том, какие этапы следует разделить данный процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1-4) от 30.11.94 (ред. от 28 ноября 2015 г. № 342-ФЗ и № 358-ФЗ)
2 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)
3 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
4 Барнякова А.В. Роль отбора персонала в управлении персоналом //Science Time. - 2014. - № 4. - С. 20-23.
5 Беляев С. Как быстро летит время. Что ждет рекрутинг в будущем: новые функции, методы, технологии // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. – 2014. – № 5. – С. 16–20.
6 Волкова М.В., Ладыгина Е.С. Наем и отбор сотрудников в организацию: особенности работы отдела по персоналу // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - № 3. - С. 79-82.
7 Демидов Е. Управление человеческими ресурсами в условиях кадрового голода / Е.Демидов, В.Кузьмин // Общество и экономика. – 2014. – № 2. – С. 124–138.
8 Долженкова Ю. Рекрутмент: направления и тенденции // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2014. – № 5. – С. 116–123.
9 Казаков М.В. Перспективы совершенствования системы отбора персонала в кредитных организациях // Управление персоналом. – 2012. – № 8. – С. 2–16.
10 Кибанов А.Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала / А.Я. Кибанов - Москва, 2012. - 74 с.
11 Михайлова А.В., Попова Л.Н., Борисова К. Роль компетенций при отборе и найме персонала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 7 (43). - С. 17.
12 Авдеенко В.Д. Управление трудовыми ресурсами на современном этапе. М.: ИНФРА-М, 2015. 356 с. 2.
13 Аверин А.Н. Социальная информация и се роль в управлении: Учеб. по¬собие. М.: Дело, 2014. 462 с.
14 Никитина Н. .Ш., Бурмистрова Е.В. Методика отбора персонала на вакансию на основе нечетких показателей / Н.Ш. Никитина, Е.В. Бурмистрова // Университетское управление - 2019. - №3(31).
15 Поляков В. Хочет ли человек хорошо работать? / В. Поляков // Кадровик. - 2017. - №3.
16 Резапкина Г. Куда движется профотбор? / Г. Резапкина // Служба кадров и персонал. - 2019. - №5.
17 Рубан В.А. Психологическое тестирование при отборе и оценке персонала с использованием программ ґґ1С: Предприятие 8.0ґґ / В.А. Рубан. // Управление персоналом. – 2017. - № 12.
18 Сурков С.А. Обеспечение отбора и найма персонала мгновенно / С.А. Сурков // Управление персоналом. - 2020. - №12.
19 Фомин В. Поиск персонала мгновенно / В. Фомин // Управление персоналом. - 2020. - №4.
20 Франк Эгон. Отбор персонала в консультационных фирмах / Эгон Франк // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №1.
21 Дорофеев В.Д. Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – ИНФРА-М, 2017.
22 Егоров С.Н. Управление персоналом. – Изд.: ПГУ Пенза, 2019.